Порядок выбора учебников, учебных пособий в МБОУ «СОШ №2 с.Шаран»

Об утверждении перечня учебников на 2017-2018 учебный год

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА УЧЕБНИКОВ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕГО СОХРАННОСТИ

 

  1. Общие положения.
  1. Данное положение разработано в соответствии сФедеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Федеральным законом Российской Федерации «О библиотечном деле» от 29.12.1994г.  № 78-ФЗ; на основании Инструкции об учете библиотечного фонда (Приложение №1 к Приказу №2488 от 24.08.2000г.), Инструкции о создании и обновлении библиотечных фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих сохранность литературы (Приказ Минпросса СССР  № 79 от 23.05.1978г.), Письма Гособразования СССР о порядке возмещения ущерба за утерянный учебник  № 115-106/14 от 03.08.1988г., Положения о библиотеке от30.08.2014г., Правил пользования школьной библиотекой МБОУ «СОШ № 2с.Шаран».
  2. Школьная   библиотека   совместно  с  педагогическим  коллективом  осуществляет

деятельность по формированию у учащихся бережного отношения к учебникам.

  1. Порядок пользования учебной литературой определяется Положением о библиотеке, Правилами пользования библиотекой и данным Положением о школьном библиотечном фонде учебников¸ порядке их использования и обеспечении сохранности, утвержденными директором школы.

 

  1. Обязанности школьного коллектива.
  1. Директор школы отвечает за организацию работы по своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников.
  2. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе определяет потребность школы в учебниках, соответствующих программе обучения, выбранной учителями-предметниками на  школьных методических объединениях; совместно с учителями и библиотекарем осуществляет контроль за выполнением учащимися единых требований по использованию и сохранности учебников.
  3. Классные руководители:
  • в начале учебного года проводят беседу-инструктаж для учащихся своего класса о правилах пользования школьными учебниками;
  • осуществляют необходимую работу с учащимися и родителями по воспитанию у учащихся бережного отношения к учебной книге;
  • участвуют (совместно с библиотекарем) в выдаче учебников учащимся и организуют их возврат в библиотеку по окончании учебного года;
  • следят за тем, чтобы после окончания учебного года учебники, подлежащие ремонту, были своевременно отремонтированы и сданы в библиотеку;
  1. Учитель по соответствующему предмету систематически проверяет состояние учебников и через запись в дневнике сообщает родителям и классному руководителю об отношении учащихся к учебникам.
  2. Непосредственную работу с библиотечным фондом учебников в школе ведет библиотекарь, которая заказывает, принимает, регистрирует, отслеживает поступление и выбытие учебников;   распределяет по классам  и  производит контрольную проверку состояния учебников.

 

  1. Требования к использованию и обеспечению сохранности учебников.

В целях обеспечения сохранности библиотечного фонда устанавливается следующий порядок работы с учебной литературой:

  1. Срок использования учебника 5 лет.  Библиотечный фонд ежегодно пополняется  необходимыми учебниками.
  2.  Учебники выдаются учащимся на  1 год или более, если рассчитаны на несколько лет обучения.
  3. Учащимся выдается по одному комплекту учебников на текущий учебный год (выдача учебников за предыдущие классы с целью повторения учебного материала выдается по согласованию с библиотекой).
  4. Учащимся могут быть выданы повторные учебники на урок (если они есть в фонде) при условии их возврата в библиотеку в этот же день.
  5. Выдача учебников на следующий учебный год осуществляется библиотекарем:
  • учителям 1 – 4 классов комплектами на класс в августе нового учебного года;
  • учащимся 5 – 11 классов индивидуально в августе нового учебного года строго по графику;
  1. Прием учебников производится библиотекарем в конце учебного года по графику:

1-8, 10 классы – до 30 мая;

9,11 классы – до 20 июня;

  1. Факт смены учебников фиксируется в «Тетради выдачи учебников».

Учащимся,  не сдавшим хотя бы один учебник (или книгу из фонда библиотеки),  на новый учебный год  комплекты не выдаются до момента погашения задолженности.

  1. Учащиеся выпускных классов перед получением документа об окончании школы обязаны полностью рассчитаться с библиотекой;
  2. Учебные пособия, предназначенные для работы на уроках, выдаются в кабинеты под личную ответственность учителя.

Учащиеся  имеют право:

  1. получать полную информацию о составе библиотечного фонда школьных учебников;
  2. получать во временное пользование учебники, приложения к учебникам на электронных носителях из фонда школьной библиотеки;
  3. оказывать практическую помощь библиотеке по ремонту учебной литературы;  

Учащиеся обязаны:

  1. при получении учебников  из библиотечного фонда про­смотреть их в библиотеке и в случае обнаружения дефектов сообщить об этом библиотекарю, который сделает на них соответствующую пометку, ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых учебниках  несет последний пользователь;
  2. обернутьполученный учебник в дополнительную съемную обложку и подписать его на ней;
  3. бережно относиться к используемым учебникам, не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок;
  4. возвращать школьные учебники в опрятном виде. В случае необходимости ремонтировать их;
  5. возвращать в библиотеку учебную литературу в строго установленные сроки;
  6. при утрате и неумышленной порче учебника  (если срок его использования не превышает 4-5 лет) заменить его таким же, или другим, необходимым школе;
  7. выбывающий учащийся, обязан  возвратить учебную литературу в библиотеку;
  8. за утрату несовершеннолетними читателями учебников  из библиотечного фонда или при­чинение им невосполнимого вреда ответственность несут родители или поручители.

Библиотека МБОУ «СОШ №2 с. Шаран является структурным  подразделением  школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

 Библиотека находится на втором этаже здания.Абонемент совмещен с  читальным залом и занимает помещение площадью более 32 кв. м., также есть отдельное хранилище для учебников. Библиотека имеет компьютер с выходом в интернет.

Цели библиотеки  соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного минимума  содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Библиотека в своей деятельности руководствуется: 

 — Конституцией Российской Федерации;

— Гражданским кодексом РФ. Часть четвертая. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

— Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2006 г.);

 Федеральными законами:

— Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.);

— Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ;

-- Федеральным законом Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ

— Федеральным законом «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 г.);

— Федеральным законом «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1;

— Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273;

— Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ;

- Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ

— Стратегией государственной молодежной политики РФ;

— Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;

— Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации;

— Региональными законодательными актами в области образования и культуры;

— Постановлениями, приказами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района Шаранский район;

— Уставом и иными локальными актами школы, Положением о школьной библиотеке.

А также ориентируется на:

— «Конвенцию ООН о правах ребенка», принятую на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1989 г.;

— Манифест школьных библиотек, принятый в 2000 году на 66-й Генеральной конференции ИФЛА;

— Манифест ИФЛА об Интернете 2002 года;

— Манифест ИФЛА о поликультурной библиотеке;

— Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи ИФЛА 2003 г. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек 2002 г.;

— Манифест школьных библиотек Российской Федерации.

Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются положением о библиотеке и правилами   пользования библиотекой, утвержденными директором школы.

Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

Основные задачи и функции библиотеки.

Основными задачами библиотеки являются:

а) обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимися, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) обучающихся – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы;

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в) формирование навыков независимого  библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценки информации;

д) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных  процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

Для реализации основных задач библиотека:

а)  формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:

  • комплектует универсальный фонд  учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами;
  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.

б) создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

  • предоставляет информационные ресурсы на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции  комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой  и информацией;
  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
  • содействует членам педагогического коллектива и администрации Учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся;
  • руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня.

г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических и инноваций  и новых технологий;
  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
  • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы Учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам.

д) осуществляет  дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей обучающихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
  • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
  • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

е) исходя из принципов приоритетности мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, ежеквартально проводит сверки библиотечных фондов с регулярно  пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов.

Организация деятельности библиотеки.

Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.

Режим работы библиотеки- с 8.30 – 15.45.

Выходной день - суббота, воскресенье

Санитарный день - последний четверг месяца

Библиотекарь - Набиуллина Гузель Рифгатовна.

Права и обязанности пользователей библиотеки.

Пользователи  библиотеки имеют право:

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

г) получать во временное пользование на абонементе и в читательском зале печатные издания и другие источники информации;

д) продлевать срок пользования документами;

е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой.

Пользователи библиотеки обязаны:

а) соблюдать правила пользования библиотекой;

б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), оборудованию, инвентарю.

в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения картотек в каталогах и карточек;

г) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

д) заменять документы библиотеки в случае  их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размете, установленном правилами пользования библиотекой;

е) полностью рассчитываться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в Учреждении.

Порядок пользования библиотекой:

а) запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (законных представителей) обучающихся  - по паспорту;

б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получить на  дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

б) максимальные сроки пользования документами:

  • учебники, учебные пособия – учебный год;
  • научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;

в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

 Сведения о фонде

 Общий фонд библиотеки -  12823 экз.

 Учебный фонд библиотеки - 8841 экз.

Научно-методическая и педагогическая литература - 2867 экз.

 Художественная литература - 1115экз.

  на башк. языке - 336 экз.

 на тат.языке - 14 экз.

на рус.языке - 765 экз.

Обеспеченность федеральными учебниками  - 70 %