ПРОГРАММА

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ  МБОУ «СОШ № 2 с.ШАРАН»

НА 2013-2016 ГГ

 

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа военно-патриотического воспитания учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 с.Шаран муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан» на 2013-2016 г.г.

Основание для разработки программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2016 г.г.»,  муниципальная программа «Развитие образования в Муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан»» со сроком реализации до 2020 года № П-1343/4 от 13.11.2014, муниципальная программа «Молодежь муниципального района  Шаранский район Республики Башкортостан»» со сроком реализации до 2020 года № П-1343/4 от 13.11.2014.

Заказчик программы

МБОУ «СОШ №2 с.Шаран»

Разработчик

Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №2 с.Шаран»

Фаррахова Д.М.

Участники программы

Педагогический коллектив, обучающиеся 1-11 классов, родители МБОУ «СОШ №2 с.Шаран»

Исполнители программы

Администрация и педагогический коллектив МБОУ «СОШ №2 с.Шаран»

Цель программы

Создание и развитие в школе единой системы формирования военно-патриотического воспитания

Задачи программы

- формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите,

- изучение истории и культуры Отечества и родного края,

- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну и республику,

- воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту Родины,

- физическое развитие обучающихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни,

- развитие чувства ответственности за свое здоровье,

- методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания,

-координация и консолидация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей,

- способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах России.

Основные направления программы

Воспитание на боевых традициях Вооруженных Сил

Военно-спортивные игры

Взаимосвязь школы и военнослужащих

Контроль за исполнением

Администрация школы, педагогический совет школы, родительская общественность

Ожидаемые результаты

- создание целостной системы военно-патриотического воспитания в школе, позволяющей формировать у учащихся высокую общую культуру, патриотические чувства,

- активизация интереса к истории Отечества, истории Вооруженных Сил,

- активизация участия школьников в военно-спортивных соревнованиях,

- сохранение физического и духовного здоровья обучающихся,

- повышение уровня толерантности,

- проявление мировоззренческих установок на готовность обучающихся к защите Отечества,

- создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности,

- приобретение обучающимися навыков коллективной деятельности.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

         В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

         Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и продавцу, водителю. Поэтому военно-патриотическое воспитание учащихся является важной частью воспитания подрастающего поколения.

         Программа «Военно-патриотическое воспитание обучающихся МБОУ «СОШ №2 с.Шаран» на 2013-2016 г.г.» составлена на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2016 г.г.» , опыта работы районного и школьного   музеев и педагогического коллектива по военно-патриотическому воспитанию обучающихся.

         Программа определяет цели, задачи по организации военно-патриотического воспитания в школе и классных коллективах, принципы организации военно-патриотического воспитания, определяет основные направления военно-патриотического воспитания обучающихся и представляет собой комплекс акций, творческих дел и мероприятий, направленных на реализацию задач военно-патриотического воспитания в школе.

         Педагогическая целесообразность:

         Предлагаемая программа направлена на развитие у обучающихся чувства патриотизма, любви к своей Родине, истории Вооруженных Сил, формированию гордости за своих соотечественников, уважения к старшему поколению, формирование мотивации к службе и защите Отечества.

         Актуальность программы:

         Программа решает комплекс задач в сфере военно-патриотического воспитания с комплексным использованием различных форм работы: конкурсы, акции, встречи, соревнования. Все это будет являться опорой при дальнейшем самоопределении и развитии личности.

         Целостность программы:

         Программа позволяет в течение всего периода реализации проводить различные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию с использованием знаний, умений, опираясь на опыт проводимых раньше мероприятий, улучшать, изменять виды, структуру, план проведения  мероприятий.

         Цель  программы – создание и развитие в школе единой системы формирования военно-патриотического воспитания.

         Задачи:

- формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите,

- изучение истории и культуры Отечества и родного края,

- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну и республику,

- воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту Родины,

- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни,

- развитие чувства ответственности за свое здоровье,

- методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания,

-координация и консолидация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей,

- способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах России.

         Процессуальная цель данной программы – создание в школе условий для целостного и непрерывного процесса военно-патриотического воспитания через продуманную систему мероприятий и коллективных творческих дел.

         Задачи:

- расширение спектра активных форм и методов работы по военно-патриотическому воспитанию,

- повышение качества военно-патриотического воспитания,

- усиление взаимодействия с военкоматом, воинскими частями, ветеранскими организациями,

- повышение роли семьи в военно-патриотическом воспитании.

Принципы организации военно-патриотического воспитания:

Принцип деятельностного подхода предполагает не просто воспитание педагогом, а организацию жизни детей. Чем богаче школьная деятельность, тем больше способов взаимодействия с людьми, тем свободнее человек, тем успешнее процесс его социализации.

         Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности такой системы – объединение детей и взрослых в единый коллектив.

         Принцип личностно-ориентированного воспитания предполагает формирование общечеловеческих ценностей, представлений о здоровом образе жизни, законопослушности, уважения к человеку, готовности к защите Отечества.

         Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых в процессе воспитания, учет их этнических, исторических, культурологических условий.

         Принцип демократизации школьной жизни предполагает предоставление некоторых управленческих функций коллективу учащихся.

         Принцип комплексного подхода предполагает согласованность и взаимодействие всех участников программы.

         Программа рассчитана на период 2013-2016 годы. Участниками программы являются педагогический коллектив, учащиеся 1-11 классов, родители.

         Программа военно-патриотического воспитания учащихся МБОУ «СОШ №2 с.Шаран» реализуется во время учебного процесса (на уроках русского языка, литературы, ОБЖ, истории, обществознания, истории и культуры Башкортостана, географии) и  при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе.

         Основные направления программы:

1. Воспитание на боевых традициях Вооруженных Сил.

         Данное мероприятие включает в себя следующие мероприятия: вахта Памяти, создание живого коридора при проведении патриотических мероприятий, возложение цветов и проведение митингов, создание «Бессмертного полка» обучающимися школы и их родителями, пошив Платков Памяти,  проведение экскурсий в районные и республиканские музеи Боевой Славы, проведение уроков Мужества, посещение и работа в школьном музее , встречи с ветеранами ВОВ и ветеранами локальных войн, поздравление ветеранов с праздниками, проведение выставок, викторин, конкурсов, проведение концертов для ветеранов, проведение тимуровской и шефской помощи ветеранам Вов.

2. Военно-спортивные игры.

         Участие в военно-спортивной игре «Зарница», Смотре – строе военно-патриотической песни обучающихся 8-11 классов, проведение месячника оборонно-массовой и спортивной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества, Рыцарский турнир для 5-7 классов.

3. Взаимосвязь школы и военнослужащих.

         Механизм реализации программы:

         Данная программа реализуется в МБОУ «СОШ № 2 с.Шаран» в течение 3 лет на двух уровнях: классном и школьном. К реализации программы привлекаются педагогический коллектив, учреждения дополнительного образования, общественные организации, родители учащихся, военкомат, ветеранские организации.

         Основными исполнителями мероприятий программы являются педагогический коллектив, обучающиеся 1-11 классов, родители. Исполнители программы несут ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий.

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет штаб воспитательной работы.

Штаб определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Механизм реализации программы предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива в целях обеспечения роста патриотизма у учащихся и создания благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся.

                  Формы реализации программы:

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Кадровое обеспечение:

Директор школыосуществляет общее руководство школой и отвечает за создание условий для деятельности образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию.

Педагогический совет – разрабатывает стратегию развития школы, утверждает и определяет основные подходы к реализации программы по созданию воспитательной системы Школы гражданско-нравственного воспитания; проводит всесторонний анализ работы.

Заместитель директора по воспитательной работе – создаёт воспитательную работу, осуществляет руководство, контроль, методическое обеспечение и отслеживает результаты деятельности образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию; координирует деятельность образовательного учреждения и различных социальных институтов по данному направлению.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – организует работу по созданию учебных курсов по истории Отечества и праву, осуществляет контроль за внесением гражданско-патриотической направленности в курсы учебных дисциплин.

Руководитель школьного музея - обогащает содержание гражданско-патриотического воспитания, разрабатывает формы, методы и средства гражданско-патриотического воспитания; организовывает воспитательную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, изучает и обобщает передовой опыт в области гражданско-патриотического воспитания для его внедрения в практику работы школьного музея.

Библиотекарьразрабатывает формы, методы и средства гражданско-патриотического воспитания, организовывает воспитательную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, осуществляет методическое обеспечение образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию.

МО классных руководителей – обогащает содержание гражданско-патриотического воспитания, разрабатывает формы, методы и средства гражданско-патриотического воспитания; изучает и обобщает передовой опыт в области гражданско-патриотического воспитания для его внедрения в практику работы школы; отслеживает уровень сформированности гражданственности и патриотизма у учащихся.

МО учителей-предметников – корректирует учебные программы с целью включения в содержание учебных предметов элементов гражданско-патриотического воспитания.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- создание целостной системы военно-патриотического воспитания в школе, позволяющей формировать у обучающихся высокую общую культуру, патриотические чувства,

- активизация интереса к истории Отечества, истории Вооруженных Сил,

- активизация участия обучающихся в военно-спортивных соревнованиях,

- сохранение физического и духовного здоровья обучающихся,

- повышение уровня толерантности,

- проявление мировоззренческих установок на готовность обучающихся к защите    Отечества,

- создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности,

- приобретение обучающимися навыков коллективной деятельности.

         Через системность, преемственность и последовательность в работе предполагается воспитать у обучающихся:

- чувство гордости за свою Родину,

- ответственное понимание своего гражданского долга и конституционных обязанностей,

- самостоятельность в решении проблем личностного и профессионального определения,

- способность к творчеству,

- умение самостоятельно добывать новые знания,

- повышение интереса к историческому прошлому своей страны, республики, села, Вооруженных Сил,

- способность адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни, заботиться о своем физическом и психическом здоровье,

- готовность к защите Родины,

- способность к коллективному творчеству,

- трудолюбие, честность, уважение друг к другу, гуманность, милосердие, соблюдение правил культуры, инициативность, организованность.

         Мониторинг результативности военно-патриотического воспитания:

         Военно-патриотическое воспитание  - дело сложное, и непросто определить результат данной деятельности. Ведь нет такого мерила, с помощью которого можно измерить уровень патриотизма и гражданственности у обучающихся.

         Основные критерии оценки эффективности работы по данной программе:

- количество победителей различных соревнований, конкурсов, викторин, олимпиад,

- увеличение числа обучающихся, активно и сознательно участвующих в мероприятиях военно-патриотического воспитания,

- психологический комфорт в школе и классных коллективах,

- количество проведенных мероприятий военно-патриотического воспитания.

         Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляется администрацией МБОУ «СОШ № 2 с.Шаран». Классные руководители в установленном порядке готовят отчеты о работе с обучающимися по военно-патриотическому воспитанию и представляют их заместителю директора по воспитательной  работе.