В нашей школе запущен проект «Наш могучий, свободный русский язык!». Автор проекта – Сабанаева Илина Эдуардовна, обучающаяся 10 класса. Руководитель проекта – Яковлева М.П., учитель русского языка и литературы. Они участвуют во Всероссийском конкурсе проектов «Моя страна – моя Россия».

Проект получил поддержку у всех учителей школы и решением педсовета рекомендован для реализации во всех классах.

Проект направлен на популяризацию русского языка среди обучающихся 1-11 классов не только своей школы, но и  учащихся других школ, поддержавших наш проект. Предусмотренные формы и методы  работы по повышению уровня речевой и читательской культуры учитывают возрастные особенности  участников проекта, поэтому привлекательны для всех. Ценность проекта заключается еще в том, что в его реализации участвуют сами учащиеся и они же контролируют ход его реализации. Совместно проводимые акции, конкурсы и форумы позволяют сравнивать промежуточные результаты реализации проекта, корректировать и ставить новые задачи.

На сегодняшний день работа ведется по трем направлениям. Девизом

1 направления: «Язык, великолепный наш язык» (К.Бальмонт) являются слова И.С.Тургенева : «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!».  Работа ведется во всех классах по освобождению лексикона учащихся от грубого тюремного сленга,  слов-паразитов, нецензурной лексики. Волонтеры-послы русского языка из 6-10 классов провели с учащимися начальных и средних классов  игры: « Кто угадает фразеологизм по рисунку?», «Продолжи пословицу», мастер-классы «Вместе делаем жаворонков – встречаем весну!».  Послы русского языка выявляют тех, кто использует в своей речи мат. С ними ведется воспитательная работа во всех направлениях: и через формы общественного порицания, и через разъяснения законодательства, и через беседы в кабинете социального педагога. Проект поддержан всеми педагогами школы, поэтому учителя  проводят  уроки развития речи и уроки-диспуты «Как нужно говорить?», направленные на обогащение языка пословицами и поговорками, фразеологизмами,  образными выражениями и оборотами речи, старшеклассники провели  мастер-классы по обучению искусству общения и публичных выступлений. Ежемесячно в классах выявляются знатоки пословиц и поговорок, фразеологизмов, мастера  ораторского искусства, о чем информация дается на школьном сайте.

Девиз 2 направления: «Грамотное письмо – показатель высокой образованности человека». Провели  конкурс знатоков русского языка в 5-11  классах, в 1- 6 классах выставки тетрадей: «Пишу чисто, красиво, правильно».  Послы-волонтеры во время перерывов постоянно проводят игры на знание правил русского языка, на стенде проекта  вывешиваются занимательные задания по русскому языку, в каждом классе за слабыми учащимися закреплены волонтеры-послы русского языка: они проверяют домашние задания, помогают отстающим. В конце каждого месяца проводится Тотальный диктант на определение самого грамотного ученика.

Девиз 3 направления: «Чтение - вот лучшее учение!» (А.С.Пушкин). Ведется пропаганда лучших произведений русской и зарубежной литературы среди учащихся. Проводятся конкурсы чтецов, уроки внеклассного чтения, акции для родителей и учащихся: «Давайте возродим семейное чтение!», «Папа, мама и я – читающая семья!», в библиотеке организована выставка книг для внеклассного чтения и др. В феврале в рамках проекта прошел фестиваль русской речи, посвященный празднованию предстоящих юбилеев И.С.Тургенева и А.И.Солженицына с целью популяризации их творчества среди школьников. На нем состязались знатоки русского языка и творчества этих писателей, мастера ораторского искусства, чтецы, исполнители романсов  из 13 школ. Была организована выставка школьных газет, а также инсценировка отрывков из произведений И.С.Тургенева.

Заключительные мероприятия второго этапа проекта пройдут накануне  Дня славянской письменности.

 

6. Полученные и ожидаемые результаты  от реализации проекта: На первом этапе было проведено исследование состояния речевой культуры школьников своей школы, тем самым получены объективные показатели  речевой и читательской культуры и грамотности учащихся. Был оформлен стенд, освещающий ход реализации проекта. В каждом классе определились активные участники проекта – волонтеры и послы русского языка, которые проводят акции, направленные на повышения интереса к русскому языку и литературе. Проведенный районный фестиваль русской речи стал мощным стимулом для поддержания проекта всеми школами района. Районная газета «Шаранские просторы», Шаранское телевидение вызвались освещать ход реализации проекта. Дети с удовольствием участвуют в мероприятиях проекта и сами активно их проводят с учениками младших классов. Мы уверены: реализация проекта (она рассчитана на один год) приведет к повышению речевой и общей культуры школьников, возрастанию интереса к чтению художественной литературы. Все это должно привести к формированию у школьной молодежи образа языка и культуры как основы единства нации. Если проект будет успешным, в чем мы не сомневаемся, то мы будем продлевать его и предложим для реализации в своем регионе.

 

 

 

Стало известно: Сабанаева Илина, ученица 10 класса, стала победительницей заочного этапа Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования «Моя страна – моя Россия» и приглашена на очный тур, который пройдет в Санкт-Петербурге 24-26 мая 2018 года.

 

                18 апреля 2018 года названы победители заочного этапа конкурса, который в этом году проводится в 15 раз. Год от года масштаб конкурса увеличивается. Его поддерживает Фонд президентских грантов, ряд профильных министерств, Агентство стратегических инициатив, научные учреждения, общественные организации, хозяйствующие субъекты. Огромные интерес к конкурсу проявляют организации общего и профессионального образования. Лучшие инициативы получают продвижение на федеральном и региональном уровне при поддержке профильных министерств и администрации регионов, а также партнерских НКО и бизнес-структур.  Идея Конкурса — в привлечении потенциала молодежи к решению острых вопросов социально-экономического развития российских регионов, городов и сел. Проект развивается на стыке трех основных составляющих: молодежной политики, образования, гражданского участия в социально-экономическом развитии российских территорий.
В 2018 году об участии в Конкурсе заявили  более 7 000 человек. К участию в федеральной экспертизе было допущено 2380 проектов из всех регионов страны, и по итогам заочной федеральной экспертизы в итоговом мероприятии Конкурса примут участие 250 проектов из 76 субъектов Российской Федерации, в том числе из Башкирии 5 проектов. Экспертизу конкурсных проектов проводило 302 эксперта из разных отраслей и регионов Российской Федерации.
Торжественная церемония награждения победителей Конкурса состоится 26 мая 2018 года при поддержке Фонда «Росконгресс» в Санкт-Петербурге на Петербургском международном экономическом форуме. Конкурс проводится при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии образования, Министерства транспорта Российской Федерации, Минстроя Российской Федерации, Федерального агентства по делам молодежи, Российского общества «Знание», Национального фонда подготовки кадров. В Приветственном слове министр образования и науки РФ О.Ю.Васильева выразила уверенность в том, что «благодаря таким проектам у молодежи формируется ответственная гражданская позиция, проявляется чувство сопричастности и ответственности за судьбу своей малой родины и ее процветание».

 

В нашей школе в рамках авторского проекта Сабанаевой Илины «Наш могучий, свободный русский язык» проходят различные мероприятия. Недавно прошли «Дебаты», в которых старшеклассники состязались в ораторском мастерстве. В гости  пришли к нам  участники проекта из СОШ №1 в составе восьмиклассников Хабирова Артура, Хазетдиновой Алины, Агапитовой Александры. Они выступали в составе команды «Позитив». Из нашей школы было три команды: «Слово» (Корнева Василина, Исроилов Мухаммад, Файзуллина Рузана – все из 8Б класса), «Логос» (Исроилова Мархабо, Самигуллина Сабина) и «Шаранские риторы» в составе Бикбулатовой Влады, Шарифуллиной Ильнары и Ямалетдиновой Рузалины – обучающихся 10 класса, призеров Республиканского конкурса ораторского мастерства «Как наше слово отзовется». Тема дебатов была актуальной: Изучать русский язык легко или трудно?»  Все участники были хорошо подготовлены к дебатам, смогли найти и защитить свои доводы в пользу выбранной позиции. На сцене держались уверенно, грамотно отвечали на вопросы, смогли быстро установить контакт с публикой. Зрители: обучающиеся 8, 10 классов -  остались довольны дебатами, так как это новая форма внеурочной деятельности, которая развивает в детях активность, гражданскую позицию, самостоятельность в мышлении, побуждает детей искать новые источники для получения информации. Присутствовавшая на дебатах заслуженный учитель РБ Диярова З.А. отметила зрелость суждений старшеклассников, их широкий кругозор и хорошие ораторские способности.

Было решено проводить дебаты и по другим волнующим детей проблемам.