Положение о внеурочной деятельности обучающихся

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о внеурочной деятельности обучающихся (далее – Положение) разработано в соответствии:

1.1.1. c нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

• Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008;

• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

• Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;

• «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;

• письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;

• Закон об Образовании Республики Башкортостан;

1.1.2. правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами

• Уставом МБОУ «СОШ №2 с. Шаран»;

• Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «СОШ №2 с.Шаран»;

• Положением МБОУ «СОШ №2 с.Шаран» об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся;

• Положением о портфолио обучающихся;

• Положением о внутренней системе оценки качества образования;

• Положением о формах обучения;

1.2. Настоящее Положение определяет:

• организационные подходы к формированию плана внеурочной деятельности;

• порядок реализации в МБОУ «СОШ №2 с.Шаран» плана внеурочной деятельности;

• требования к курсу внеурочной деятельности;

1.3. В Положении используются следующие понятия и термины:

• внеурочная деятельность – образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной;

• направление внеурочной деятельности – элемент планирования содержания внеурочной деятельности, отражающий требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к направлениям развития личности обучающихся;

• дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

 

2. Формирование рабочих программ внеурочной деятельности

2.1. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности.

2.2. Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы.

2.3. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

2.4. Структура рабочей программы внеурочной деятельности регулируется Положением о рабочей программе.

2.5. Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать:

- планируемые результаты внеурочной деятельности;

- содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности;

- тематическое планирование.

Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Освоение обучающимися рабочих программ внеурочной деятельности предполагает проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.

 

3. Формы реализации внеурочной деятельности

3.1. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно и устанавливает в рабочих программах внеурочной деятельности.

3.2. Внеурочная деятельность может быть построена по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.

3.3 Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т. ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.

3.4. Рекомендуемыми формами реализации внеурочной деятельности являются формы, носящие исследовательский, творческий характер, проектная деятельность (учебный проект).

3.5. Проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством педагогического работника по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любом избранном направлении деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

3.6. В рамках сетевой формы реализации рабочих программ внеурочной деятельности к работе над проектом в качестве руководителя проекта (наставника) могут привлекаться специалисты, организаций дополнительного образования, профессионального и высшего образования (в т. ч. студенты), организаций культуры, спорта, предприятий. Порядок их участия в реализации проектной деятельности определяется договором о сетевом взаимодействии.

3.7. Проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, отведенного основной образовательной программой, и представляется в виде завершенного учебного исследования или объекта (информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного и пр.).

3.8. Результаты выполнения проекта должны отражать:

- навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, сфорсированность критического мышления;

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- навыки проектной деятельности, а также умение самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

4. Организация внеурочной деятельности

4.1. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочной.

• общественно полезные практики,

• исследовательская деятельность,

• учебные проекты,

• экскурсии,

• походы,

• соревнования,

• посещение театров, музеев.

 

4.2. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

4.3. Недельный объем академического времени на реализацию плана внеурочной деятельности подвижен.

4.4. План внеурочной деятельности может быть реализован как в учебное время, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.

4.5. Во избежание перегрузки учащихся на уровне ОО должен быть организован контроль и учет их индивидуальной занятости. Занятость в учреждениях дополнительного образования может засчитываться учащемуся наряду с освоением образовательных программ курсов внеурочной деятельности и (или) участием во внеурочных мероприятиях в рамках ООП.

4.6. В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений, соответствующей квалификации: заместители директора, педагоги дополнительного образования; учителя-предметники; классные руководители; воспитатели; педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, психологи, логопеды, педагоги-библиотекари и др.

4.7. Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая утверждается образовательной организацией с учетом запросов семей, интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации. Объем часов в зависимости от уровня общего образования и продолжительность занятий внеурочной деятельности зависит от возраста обучающихся и вида деятельности и устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.

4.8. Выполнение рабочей программы внеурочной деятельности обеспечивает педагог, осуществляющий реализацию этой программы, согласно должностной инструкции.

4.9. Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по рабочим программам внеурочной деятельности фиксируются в журнале внеурочной деятельности.

4.10. Образовательные результаты обучающихся по рабочим программам внеурочной деятельности подлежат индивидуальному учету, в том числе посредством технологии портфолио («дневник личных достижений»), включая в электронную форму («цифровое портфолио»).

4.11. Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.

4.12. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.