Информационная грамотность — это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.

Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками:

критическое мышление,умение анализировать информацию и использовать ее для самовыражения,способность к независимому обучению и созданию информации,готовность быть информированным гражданином и профессионалом,участвовать в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе.

Информационно грамотные люди знают, как собирать, использовать, организовывать, синтезировать и создавать информацию и данные в соответствии с этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде или для саморазвития.

Информационная грамотность включает следующие навыки:

• Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?

• Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?

• Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?

• Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?

• Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?

• Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?

• Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?

Информационно грамотный человек также знает, когда следует прекратить поиск информации. Невозможно собрать все доступные данные. Информационная грамотность позволяет установить момент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, после достижения которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множество других источников.

Медийная грамотность

Для медийной грамотности существует несколько определений, так как основополагающий термин "медиа" имеет различные трактовки. В пособии медиа грамотность определена через ключевой аспект «ключевым аспектом медийной грамотности является аналитический подход к медиа среде — способность воспринимать их критически — и решимость выражать себя через медиа».

Медийная грамотность включает следующие составляющие:

Эстетические и креативные навыки: способность видеть, слышать, создавать и интерпретировать медиа контент. Учащиеся могут развивать эти навыки, самостоятельно создавая медиа контент.

Интерактивные навыки: способность общаться при помощи медиа и примерять на себя различные медиа роли. Эти навыки могут быть развиты в рамках коллаборативного обучения и практики. Интерактивные навыки указывают на готовность выражать свои мнения и установки.

Навыки критического анализа. Это умение интерпретировать и понимать значение различных медиа контентов. Учащийся может интерпретировать и оценивать медиа формы и контент, используя различные аналитические инструменты. Эти навыки лучше развиваются через изучение многообразных медиа контентов и жанров.

Навыки безопасности. Это умение находить выход из затруднительных ситуаций и избегать их.

Компьютерная грамотность

В силу разных причин не существует единого определения термина "компьютерная грамотность". В общем смысле под компьютерной грамотностью понимают определенный набор базовых навыков и умений при работе с компьютером. Существуют и более научные определения данного термина.

Компьютерная грамотность— универсальный набор знаний, навыков и стратегий работы с компьютерными системами, позволяющий достигать поставленных целей с помощью различных программных инструментов в условиях дефицита информации об алгоритме решения задач и достижения цели в конкретной компьютерной системе.

Под компьютерной грамотностью подразумеваются знания, умения и навыки, определенные компанией Microsoft для своих курсов. Эти компетенции оформлены в виде основного курса для начинающих пользователей и включают следующие модули.

Основные сведения о компьютерах

Интернет и Всемирная паутина

Офисные программы Microsoft Office

Безопасность и конфиденциальность при работе с компьютерами

Век цифровых технологий

Таким образом, каждый учитель помимо общепользовательских ИКТ-компетенций, должен:

Иметь представление о составе компьютера и его периферийном оборудовании.

Иметь представление об операционной системе компьютера и знать её основные функции.

Уметь осуществлять безопасный поиск информации в интернете.

Уметь работать с офисными программами (создать/редактировать/сохранить текстовый документ; создать презентацию).

Знать способы безопасной работы с вычислительной техникой и сетями.

Уметь работать с программами по обработки цифровых изображений (фото, рисунок, видео)

В стандарте педагога многократно упоминается о том, что современный учитель должен владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста, начальной школы и среднего образования.