Концепция

системы электронного образования

в образовательных организациях

Республики Башкортостан

на 2013-2017 годы

 

1.    Введение

Введение федеральных государственных образовательных стандартов предполагает повышение интерактивности и индивидуализации обучения, которые достигаются путем применения в современном образовательном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных техно­логий.

Долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Республи­ке Башкортостан» на 2013-2017 годы отмечает, что стратегическими зада­чами современной системы образования являются совершенствование и развитие информационно-технологической базы образовательных органи­заций, повышение информационных компетенций работников образования, внедрение современных методов обучения на базе ИКТ.

Настоящая Концепция системы электронного образования на 2013-2017 годы (далее - Концепция) дает оценку текущему состоянию информа­тизации образования, а также определяет направления и основные меро­приятия внедрения единой системы электронного образования в образова­тельных организациях республики.

Используемые определения:

Электронное образование – применение в образовательном процессе (обучении, воспитании, управлении) информационно-коммуникационных технологий, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы обра­зования методологией и практикой разработки и оптимального использова­ния современных информационных технологий, ориентированных на реа­лизацию целей обучения, воспитания и развития.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций представ­ляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций).

Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализа­ции образовательных программ информации и обеспечивающих ее обра­ботку информационных технологий, технических средств, а также инфор­мационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по ли-

2

 

ниям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педаго­гических работников.

Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимо­действии обучающихся и педагогических работников.

Смешанное обучение – («Blended learning») обучение с использова­нием в той или иной мере как электронного, так и аудиторного обучения.

2. Анализ текущего состояния

Общее образование.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования предполагает повышение интерактивности и индивидуализации обучения, что обеспечивается применением в современ­ном образовательном процессе различных форм электронного образования.

Участие республики в федеральных проектах по оснащению сред­ствами информатизации значительно улучшило состояние материально-технической базы общеобразовательных организаций, которое можно оха­рактеризовать как достаточное для перехода к повсеместному внедрению системы электронного образования.

В настоящее время в школах используется более 55 тысяч компьюте­ров, 1868 кабинетов информатики и 4081 интерактивных кабинетов; име­ются 102 кабинета, оснащенных по принципу 1 ученик – 1 компьютер. По­казатель «численность обучающихся на 1 компьютер» достиг 7,1 (17,6 в 2010 году).

По требованиям внедрения ФГОС рабочее место каждого учителя должно быть автоматизированным. Для реализации данного требования 18000 учителей получили ноутбуки, из них более 9500 – учителя начальных классов, где ФГОС внедрены в первую очередь. Мобильность ноутбуков позволяет создавать временные учебные классы по типу 1 ученик – 1 ком­пьютер для организации электронного обучения.

В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» шко­лы республики подключены к Интернет. В 839 школах скорость доступа со­ставляет более 1 Мбит/с.

С 2012 года, в связи с высокими темпами оснащения автоматизиро­ванными рабочими местами учителей, одно из основных направлений рабо­ты администраций муниципальных образований (учредителей образова­тельных организаций) – обеспечение доступа к Интернет 100% компьюте­ров, используемых в обучении и управлении школой. Работа по созданию школьных локально-вычислительных сетей проводится высокими темпами. Например, с февраля по октябрь 2013 года их число возросло с 621 до 1012.

3

 

При распределении ноутбуков одно из основных требований - нали­чие удостоверения повышения квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Институт развития образо­вания Республики Башкортостан ежегодно повышает квалификацию более 14000 учителей в рамках государственного задания и более 10000 на хоз­расчетной основе. Одним из самых востребованных направлений повыше­ния квалификации является применение ИКТ на уроках. Только в 2012 году повысили свою квалификацию в сфере применения ИКТ в обучении, в том числе дистанционно, около 5000 педагогов. Работа по повышению квали­фикации, в первую очередь, учителей, внедряющих ФГОС, проводится по­стоянно, причем в два этапа: первичное обучение - муниципальными орга­нами управления образованием, на втором этапе - в ИРО РБ.

На сегодня 92% учителей (в 2010 году - 74%) владеют компьютером и 51% - имеют удостоверение в сфере применения ИКТ на уроке.

Учителями востребованы не только федеральные образовательные ресурсы, но и информационно-образовательный портал Республики Баш­кортостан - оргЬ.ш, созданный по инициативе Башгоспедуниверситета. Портал рассчитан, прежде всего, на оказание методической поддержки учи­тельства и решает задачу создания распределѐнного сообщества пользова­телей системы образования, ведущих общую методическую деятельность. Сегодня на портале размещено более 142 тысяч уроков и методических раз­работок.

В 2013 году организована работа с издательствами, выпускающими учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Россий­ской Федерации. В ИРО РБ создано представительство издательства «Про­свещение», планируется открытие представительства издательства «Дро­фа». Разработан электронный учебник по башкирскому языку, массовое внедрение которого планируется в 2013/2014 учебном году.

Система электронного образования включает в себя возможности не только электронного обучения, но и дистанционных образовательных тех­нологий (ДОТ) с активным использованием сетевого взаимодействия обра­зовательных организаций, учащихся и педагогов.

В рамках комплекса мер по модернизации общего образования Рес­публики Башкортостан в 2011-2012 годах организована система дистанци­онного обучения общеобразовательных организаций, к которой подключе­ны 100% школ. Дистанционные уроки и вебинары проводятся ежедневно, к ним может подключиться каждый пользователь системы, расписание раз­мещено на портале edu02.ru.

В целях организации дистанционного обучения детей с ограниченны­ми возможностями с 2010 года функционирует Республиканский центр ди­станционного образования детей-инвалидов на дому (структурное подраз­деление государственного бюджетного образовательного учреждения Уфимская   специальная   (коррекционная)   общеобразовательная   школа-

4

 

интернат №13 VI вида) с шестью филиалами в городах Стерлитамак, Нефтекамск, Туймазы, Белорецк, Сибай и в Дуванском районе, за ними за­креплены ближайшие города и районы Башкортостана. В текущем учебном году в центре обучается 552 ребенка, которые обеспечены комплектами оборудования для дистанционного обучения. Каждый комплект бесплатно доставлен на дом, смонтирован и подключен к сети Интернет.

На августовском совещании по образованию Президент Республики Башкортостан Р.З. Хамитов отметил, что smart-образование должно стать приоритетным направлением развития образования при безусловном лидер­стве Министерства образования.

В целях исполнения поручения Президента, а также продолжения си­стемного внедрения электронного образования разработана Концепция си­стемы электронного образования в образовательных организациях Респуб­лики Башкортостан на 2013-2017 годы (далее - Концепция).

Концепция разработана рабочей группой при Министерстве образо­вания Республики Башкортостан (Приказ Министерства образования Рес­публики Башкортостан «О создании рабочей группы по электронному обра­зованию» № 1510 от 13 сентября 2013 года) и дает оценку текущему состо­янию информатизации образования, а также определяет направления и ос­новные мероприятия внедрения единой системы электронного образования в образовательных организациях республики, в число которых входят:

  • развитие нормативного правового обеспечения системы электрон­ного образования;
  • развитие технологической инфраструктуры образовательных ор­ганизаций;
  • применение электронных учебников в учебном процессе;
  • расширение применения дистанционных образовательных техно­логий;
  • внедрение информационных систем сопровождения образователь­ных процессов, обеспеченных защитой согласно требованиям действующе­го законодательства;
  • подготовка кадров в сфере электронного образования.

Концепция рассмотрена на заседании Коллегии Министерства обра­зования Республики Башкортостан 1 ноября 2013 года. Разработан план ре­ализации Концепции.

Среднее профессиональное образование.

Оснащенность профессиональных образовательных организаций со­ставляет около 8 обучающихся на 1 компьютер.

Дистанционные образовательные технологии применяются в Белебеев-ском педагогическом колледже, Нефтекамском машиностроительном колле­дже, Стерлитамакском многопрофильном профессиональном колледже, Туймазинском индустриальном техникуме.

5

 

В Уфимском колледже статистики, информатики и вычислительной техники ведется экспериментальная деятельность по апробации системы электронного обучения в рамках проекта по созданию информационной об­разовательной среды современного колледжа. В Салаватском колледже об­разования и профессиональных технологий ДОТ используются для обуче­ния студентов с ограниченными возможностями здоровья. В Уфимском государственном колледже радиоэлектроники создана электронная система управления образовательным процессом.

В соответствии с современными требованиями к получению профес­сионального образования проводится работа по реализации принципа про­зрачности (открытости) данных об образовательной деятельности профес­сиональных образовательных организаций для широкого круга заинтересо­ванных пользователей, включая работодателей.

Высшее образование.

Обучающиеся в образовательных организациях высшего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в течение всего периода обучения должны быть обеспечены индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким элек­тронно-библиотечным системам (ЭБС) и электронным библиотекам.

В случае применения электронного обучения и дистанционных обра­зовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде, содержащей все электронные обра­зовательные ресурсы, что является одним из важнейших лицензионных по­казателей для вузов. Эти требования всеми вузами Республики Башкорто­стан неукоснительно выполняются.

Уровень развития системы электронного образования в Уфимском государственном авиационном техническом университете соответствует среднеевропейскому. В Уфимском государственном нефтяном техническом университете уже несколько лет успешно функционирует система дистан­ционного обучения. В педагогическом университете имеется значительный опыт использования электронных образовательных ресурсов и дистанцион­ных технологий обучения.

Развитие технологий электронного образования в вузе рассматривает­ся как комплекс мер по организации всех процессов жизненного цикла предоставления образовательных услуг с помощью средств электронного обучения: маркетинг, проектирование и разработка образовательных про­грамм, поддерживаемых средствами электронного обучения, подготовка информационных, технических и других ресурсов для их реализации, соб­ственно обучение и анализ его эффективности.

Задачи системы электронного образования в образовательных органи­зациях высшего образования:

6

 

  • создание единого сетевого информационно-коммуникационного образовательного пространства образовательных организаций высшего об­разования для обеспечения непрерывной интернет-поддержки учебного процесса;
  • организация обучения научно-педагогических кадров и учебно-вспомогательного персонала в области технологий электронного образования;
  • формирование электронного контента, доступного всем участникам сетевого взаимодействия, обеспечивающего защиту авторских прав его раз­работчиков и предусматривающего проведение мониторинга качества элек­тронного контента;
  • создание системы межвузовского электронного документооборота (для обеспечения сетевого взаимодействия в области электронного образо­вания: учебные планы, индивидуальные учебные планы, основные образо­вательные программы, реализуемые партнерами, договора о сетевом взаи­модействии, формы документов об образовании);
  • обеспечение информационной защиты системы электронного обра­зования;
  • постоянное развитие и обновление предоставляемых системой электронного образования сервисов.

Взаимодействие системы высшего образования с образовательными организациями Республики Башкортостан в сфере электронного образова­ния.

Внедрение электронного образования в общеобразовательных органи­зациях республики имеет свою специфику, отличную от подобной работы в системе высшего образования. Учитывая актуальность проблемы привлече­ния абитуриентов, вузы активизируют применение электронного образова­ния по направлениям, актуальным для общеобразовательных организаций, в число которых входят:

  • создание дистанционных заочных школ для учащихся, одаренных в профильной для вуза сфере;
  • организация дистанционных курсов по подготовке к ЕГЭ для старшеклассников общеобразовательных организаций и обучающихся в профессиональных образовательных организациях.

Таким образом, на сегодня организована интеграция двух систем: си­стемы электронного образования федеральных вузов и системы электрон­ного образования образовательных организаций Республики Башкортостан.

3. Цель и задачи системы электронного образования

Цель системы электронного образования - обеспечение доступности качественного образования на основе использования ИКТ.

7

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Развитие нормативного правового обеспечения системы электрон­ного образования.
  2. Развитие технологической инфраструктуры образовательных ор­ганизаций.
  3. Применение электронных образовательных ресурсов, в том числе электронных учебников в процессе обучения.
  4. Расширение применения дистанционных образовательных техно­логий (ДОТ).
  5. Внедрение информационных систем сопровождения образова­тельных процессов, обеспеченных защитой согласно требованиям действу­ющего законодательства.
  6. Подготовка кадров в сфере электронного образования.

4. Основные направления и механизмы реализации Концепции

4.1. Развитие нормативного правового обеспечения системы элек­тронного образования

Правовой основой для системного внедрения электронного образова­ния являются:

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61),

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 мая 2009 года № 171 «Об информатизации системы образования Республики Башкортостан»,

Долгосрочная целевая программа «Развитие информационного обще­ства в Республике Башкортостан» на 2012-2017 годы (Постановление Пра­вительства Республики Башкортостан от 20 июля 2012 г. № 251) Федераль­ный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Россий­ской Федерации»,

Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Республики Башкортостан» на 2013-2017 годы (Постановление Правительства Респуб­лики Башкортостан от 21 февраля 2013 г. № 54),

Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об об­разовании в Республике Башкортостан»,

Указ Президента Республики Башкортостан от 9 сентября 2013 года № УП-260 «О Совете при Президенте Республики Башкортостан по разви­тию электронного образования»,

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 13 сентября 2013 года № 1510 «О создании рабочей группы по электронному образованию».

8

 

Для дальнейшего внедрения электронного образования требуется раз­работка нормативных документов в части инструктивно-методической базы применения электронных учебников и ДОТ, а также разработки требований к системам сопровождения образовательных процессов, в том числе к си­стемам предоставления сведений об успеваемости учащихся.

4.2. Развитие технологической инфраструктуры образовательных
организаций

Технологическая инфраструктура общеобразовательной и профессио­нальной организации, реализующей электронное образование, включает следующие компоненты:

  • современное компьютерное и интерактивное оборудование,
  • индивидуальные интерактивные средства обучения,
  • серверное оборудование,
  • локально-вычислительную сеть и сетевое оборудование для объ­единения рабочих мест в учебных и рабочих кабинетах,
  • широкополосный доступ к Интернет,
  • электронный контент,
  • программное обеспечение для организации коллективной работы и тестирования знаний обучающихся,
  • системы сопровождения образовательного процесса.

При развитии технологической структуры необходимо организовы­вать работу в следующих направлениях:

  • создание единого сетевого информационно-коммуникационного образовательного пространства образовательных организаций для обеспе­чения непрерывной интернет-поддержки учебного процесса;
  • обеспечение информационной защиты;
  • постоянное развитие и обновление предоставляемых системой электронного образования сервисов.

4.3. Применение электронных учебников

Повседневное применение в практике школ и колледжей электронных учебных материалов, в том числе и частичная замена книжных учебников электронными, проводится в соответствии с ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно методическим рекомендациям Федерального института раз­вития образования основными структурными компонентами электронного учебника являются:

  1. основной материал, содержание основного учебного материала определяется ФГОС;
  2. пояснительные тексты, к которым относятся графические изоб­ражения и формулы;
  3. дополнительный материал, служащий для расширения и углубле­ния базовых знаний;

9

 

4) навигационный аппарат это удобный интерфейс, ссылки на нужную информацию;

5) аппарат организации усвоения это задачи и вопросы для провер­ки знаний, задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий.

При реализации данного направления образовательным организациям республики необходимо:

  • расширение работы с издательствами,
  • формирование межшкольного электронного контента,
  • организация доступа к межвузовскому электронному контенту как дополнительному источнику электронных образовательных ресурсов.

4.4 Расширение применения дистанционных образовательных технологий

Основные направления применения ДОТ.

1.  Создание условий для применения ДОТ при реализации основной
образовательной программы, в том числе:

  • обучение учеников малокомплектных школ;
  • подготовка одаренных детей, заинтересованных в углубленном или расширенном изучении отдельных курсов;
  • обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Применение ДОТ для организации сетевого взаимодействия при
проведении открытых уроков, вебинаров, телеконференций, профильной
подготовки учащихся 10-11 классов, готовящихся к поступлению в вузы.

4.5. Внедрение систем сопровождения образовательного процесса

Данное направление предполагает внедрение систем, выполняющих следующие функции:

  • отражение статистики обучения и динамики уровня знаний;
  • проведение тестирования знаний как самостоятельного, так и в хо­де итоговой аттестации;
  • учебное администрирование;
  • предоставление педагогам развитого инструментария для создания уроков;
  • организация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в глобальной и локальной сети.

Доля образовательных организаций, использующих системы сопро­вождения образовательного процесса, должны составить к 2017 году 100%.

4.6. Подготовка кадров в сфере электронного образования

Необходима широкомасштабная подготовка педагогов по примене­нию электронных учебников и ДОТ, в том числе дистанционных.

10

 

Доля учителей, повысивших квалификацию в сфере ИКТ, должна со­ставить к 2017 году 100%.

Необходимо совершенствование системы подготовки, переподготов­ки и повышения квалификации кадров в сфере электронного образования, а именно разработка курсов по направлениям:

  • методика применения электронных учебников;
  • методика применения дистанционных образовательных технологий;
  • обучение специалистов муниципальных центров информатизации образования и специалистов образовательных организаций в сфере инфор­матизации.

При этом необходима разработка дистанционных курсов по всем направлениям обучения, что позволит педагогам как можно чаще повышать уровень профессиональной компетентности.

5. Этапы и индикаторы внедрения системы электронного обуче­ния

Этапы внедрения системы:

I этап - 2013 год - совершенствование нормативной базы;

II  этап - 2013 год - разработка методики преподавания с использова­
нием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

  1. этап - 2014 год - реализация проектов по организации электронно­го образования, как минимум, в 10% образовательных организаций респуб­лики;
  2. этап - 2015-2017 годы - распространение проекта по электронному образованию на 100% образовательных организаций республики.

Число образовательных организаций, применяющих электронное об­разование, достигнет к 2017 году 100%, в том числе по годам:

  1. год - до 3%,
  2. год - до 10%,
  3. год - до 30%,
  4. год - до 50%,
  5. год - до 100%.

11

 

Приложение

Показатели реализации Концепции

1.  Разработка нормативных актов и регламентирующих документов
по следующим направлениям:

  • создание инструктивно-методической базы применения электрон­ных учебников;
  • разработка инструктивно-методической базы применения ДОТ;
  • разработка требований к системам сопровождения образовательных процессов, в том числе к системам предоставления сведений об успеваемо­сти учащихся.

2. Развитие технологической инфраструктуры единой системы элек­
тронного образования, в том числе:

численность учащихся на один компьютер по годам:

  1. год - 7,1,
  2. год - 6,1,
  3. год - 5,9,
  4. год - 5,8,
  5. год - 5,7.

доля образовательных организаций, имеющих локально-вычислительные сети, по годам:

  1. год - до 50%,
  2. год - до 80%,
  3. год - до 100%.

3. Применение электронного обучения.

Доля образовательных организаций, применяющих электронное обу­чение, по годам:

  1. год - 3%,
  2. год - до 10%,
  3. год - до 50%,
  4. год - до 100%.

4. Развитие дистанционных образовательных технологий.

К 2015 году планируется применение различных форм дистанционно­го образования в 100% образовательных организаций.

5. Внедрение систем сопровождения образовательного процесса.
2014 год - внедрение электронных журналов в 100% образовательных

организаций

6. Подготовка кадров в сфере электронного образования.

Доля педагогов, имеющих удостоверение повышения квалификации в сфере электронного образования, по годам:

  1. год - 51%,
  2. год - до 70%,
  3. год - до 100%.

12